В настоящее время появляется много данных о том, что неспособность человека понимать свое эмоциональное состояние и управлять им приводит к длительной депрессии, совершению преступлений, появлению алкогольной зависимости и другим видам девиантного поведения. Определенные побуждения, привязанности и мотивы способны настолько захватывать личность, что человек в этом состоянии не может посмотреть на них со стороны, тем более проявить к ним сознательно-критическое отношение. Поэтому вопрос о том, как человеку научиться управлять своими эмоциями, представляется актуальным, к нему обращаются многие специалисты на протяжении последних десятилетий.
В 2005 - 2011 гг. на базе психологической службы Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова (с 2011 г. вошедшего в состав Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова) проводилось комплексное исследование, направленное на поиск методов, позволяющих осуществлять эффективную регуляцию эмоциональных состояний.
В нем приняли участие 713 студентов (331 девушка и 382 юноши) 1-го курса всех факультетов. Возраст испытуемых варьировался от 16,5 до 20,5 лет. В результате анализа данных, полученных в ходе экспериментального исследования, исследователи пришли к выводу о том, что одним из эффективных средств (инструментов) управления негативными эмоциями является обучение саногенному мышлению (СГМ).
Однако в ходе изучения уровня саногенного мышления респондентов до и после обучения эксперты столкнулись с проблемой подбора диагностического инструментария. Такая проблема имела объективные причины, связанные с тем, что не существовало методики, позволяющей напрямую исследовать уровень саногенного мышления. Поэтому одной из основных задач исследования явилась разработка и апробация диагностического инструментария, направленного на выявление уровня саногенного мышления, позволяющего установить эффективность программы обучения. Давайте проследим, как была решена эта задача.
Теоретические предпосылки заключаются в том, что эмоции и мышление тесно связаны между собой (Изард К.Э., Рубинштейн С.Л., Greenderger D.). Деструктивные мысли, убеждения и представления, которые складываются у людей относительно событий в их жизни (когниции), являются одним из основных механизмов появления негативных эмоций и состояний.
Анализ работ известных психотерапевтов, работающих в рамках поведенческой и когнитивной психотерапии, показал, что социально-психологическая дезадаптация и вытекающие из нее нарушения поведения зачастую являются причиной длительного и глубокого переживания таких негативных эмоций, как раздражение, гнев, обида, ревность, чувство оскорбленности и др.
Человек реагирует эмоционально на мысли как на реальные обстоятельства жизни. Поэтому деструктивные умственные установки, негативные автоматические мысли, ошибочные когниции и дезадаптивные убеждения создают благоприятную почву для возникновения негативных эмоциональных переживаний и состояний.
Теоретико-методологический анализ системы саногенного мышления позволил отнести ее к когнитивному направлению психотерапии, основанному на когнитивной теории эмоций. Согласно положениям системы СГМ, мышление человека может выступать в двух формах:
Особенности патогенного мышления
Патогенное мышление способствует напряжению психики. Оно вовлекает человека во внешние и внутриличностные конфликты. При патогенном типе мышления у человека преобладают следующие типы умственных установок: "Все должно происходить так, как этого хочу я", "Я всегда должен быть на высоте, лучше других", "Другие должны делать то, что я от них жду, и не делать того, чего я не желаю видеть в их поведении", либо "Я всегда должен стараться соответствовать ожиданиям значимых для меня людей, даже если эти ожидания идут вразрез с моими интересами и потребностями", "Я никогда не должен ошибаться" и т.д.
Когда человек с подобными установками сталкивается с ситуацией, в которой возникают обратные ощущения (совершил ошибку; не смог оправдать ожидания значимого человека; увидел, что события развиваются не так, как ожидалось, и т.д.), это может вызывать у него такие переживания, как бессилие, гнев, страх, раздражение, самообвинение и др.
Неспособность справиться с ними влечет за собой стресс, неврозы, снижение адаптации, ухудшение психического и соматического здоровья. Таким образом, патогенное мышление - это мышление, порождающее болезнь и страдание, т.к. негативный ход мыслей влияет не только на настроение, но и на состояние здоровья.
Основной причиной преобладания такого мышления является неосознанность тех деструктивных умственных установок, которые порождают негативные эмоции. В силу того что "включение" подобных установок является автоматическим, незаметным для самого человека, он становится не способным контролировать и свои эмоции, поэтому относится к эмоции как к реальности, которая не зависит от его умственного поведения и порождается сама собой.
Особенности саногенного мышления
В свою очередь, саногенное мышление - это мыслительная деятельность, снижающее эмоциональный стресс, напряженность и облегчающее эмоциональное состояние.
Такое мышление ориентировано на самосознание и самоуправление, уменьшает внутренний конфликт, предотвращает психосоматические заболевания, т.е. порождает здоровье. Отсюда вытекает, что смысл одного и того же события, происходящего в жизни человека, может меняться от хода его мыслей.
Итак, на первом этапе в процессе разработки методики исследования уровня саногенного мышления были сформулированы и разработаны средства саногенного мышления на основании концепции Ю.М. Орлова - знания, умственные навыки и способности, овладение которыми позволяет мыслить саногенно, а не патогенно:
1. Владение знаниями о функциях мышления, влиянии мышления на психические и, в частности, эмоциональные состояния человека, знаниями о мыслительных операциях, способах управления ими;
2. Владение умственными умениями по распознаванию своих и чужих негативных эмоциональных реакций (обида, гнев, вина, зависть, стыд, ревность, страх и др.) и психических состояний;
3. Владение умственными умениями по определению социальных функций, этапов образования (последовательность умственных действий, порождающих негативную эмоцию), причин появления негативных эмоций (содержание деструктивных умственных установок);
4. Владение умственными умениями по определению последствий и нейтрализации негативных эмоциональных переживаний.
Далее были разработаны задачи на основе метода анализа конкретных ситуаций, по результатам решения которых можно было оценить уровень владения вышеописанными средствами СГМ. Респондентам предлагалось проанализировать предложенную ситуацию, где главный герой испытывал определенную негативную эмоцию, и ответить на поставленные вопросы. Эта методика была названа "Оценка уровня владения средствами СГМ".
Пример задания
Приведем пример задания, позволяющего исследовать уровень владения средствами СГМ респондентов: "Девушка ждала молодого человека в условленном месте. Было прекрасное настроение и отличная погода. Они договорились встретиться в 17:00 и провести вместе вечер, но в назначенное время он не появился, не появился и через 15 минут. Девушка решает, что она подождет еще минут 10 и уйдет, звонить ему не будет: "Если надо, то позвонит сам", - думает она. В 17:25 она покидает место свидания, не дождавшись встречи. В дальнейшем на звонки молодого человека девушка не отвечала, при этом ее самочувствие и настроение ухудшилось, пропало желание ходить на учебу, зачет не был сдан. По молодому человеку скучает, а он перестал звонить".
К описанной ситуации прилагалось восемь вопросов, каждый из которых был направлен на выявление уровня владения одним из указанных выше средств СГМ.
Предполагалось, что респонденты не будут испытывать затруднений при ответах на ряд вопросов вопросы, т.к. ответы на них содержатся в описании самой ситуации. Однако часть вопросов, как ожидалось, должны были вызвать уже большие трудности, т.к. их безошибочность зависит не только от наличия жизненного опыта, но и определяется уровнем владения знаниями о причинах появления, функциях и этапах образования негативных эмоций. Прогнозировалось, что ответы респондентов позволяют определить уровень владения всеми перечисленными средствами СГМ. В конечном счете эксперты исходили из того, что безошибочность ответов на эти вопросы возможна только после овладения всей системой средств СГМ в процессе обучения.
Для выявления уровня владения средствами СГМ респондентам предлагались три подобные ситуации. Максимальное количество баллов, которое можно было набрать, ответив правильно на все 8 вопросов по трем ситуациям, составляло 24 (1 балл за один правильный ответ). Благодаря описательным статистикам было установлено, что распределение показателей переменной "уровень владения средствами СГМ" соответствовал нормальному виду.
Полученные данные среднего значения (12,24) и стандартного отклонения (6,21) позволили распределить респондентов исследуемой выборки по трем уровням владения средствами СГМ:
1. Низкий уровень владения средствами СГМ (от 0 до 6 баллов);
2. Средний уровень владения средствами СГМ (от 7 до 18 баллов);
3. Высокий уровень владения средствами СГМ (от 19 до 24 баллов).
Вместе с тем данная методика не позволяла установить непосредственно сам уровень саногенного мышления респондентов и, как следствие, особенности проявления их эмоциональных переживаний. Поэтому исследователями была поставлена задача: создать диагностический инструментарий, позволяющий исследовать напрямую уровень саногенного мышления респондентов.
Главным критерием, определяющим уровень саногенного мышления, является баланс между частотой проявления деструктивных (иррациональных) и конструктивных (рациональных) установок. Речь идет о балансе между умственными установками человека, заставляющими переживать негативные эмоции, и установками, позволяющими снижать негативное эмоциональное напряжение: "Другие должны делать то, что я от них жду, и не делать того, чего я не желаю видеть в их поведении" против "Несмотря на мои ожидания, которые являются результатом воспитания, требованиями моей самооценки и т.д., другие люди в соответствии с обстоятельствами, важными для них, имеют право поступать так, как они считают нужным".
Исследование уровня СГМ состоит в том, что испытуемому дается лист с десятью параллельными вертикальными отрезками, длина которых составляет 10 см. Отрезки не проградуированы, их концы (полюса) обозначены противоположными утверждениями. Каждый из отрезков представляет собой шкалу, на которой испытуемому предлагалось отметить свое место ближе к тому полюсу, который более соответствует его мышлению и переживаниям. Респондентам дается следующая инструкция: "Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с полюсами шкал и оцените собственное положение на шкалах, поставив крестик там, где Вы располагаете себя среди других людей". Форма графических шкал и способы работы с были взяты из методики "Размещение себя на шкале" Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн. Данные по шкалам выражаются количественно в баллах: числом сантиметров с нижнего полюса шкалы до отметки, поставленной испытуемыми.
В качестве нижних полюсов шкал выступили описания особенностей мыслительной деятельности людей, которая приводит к негативным эмоциональным переживаниям обиды, гнева, раздражения, вины, зависти, ревности, стыда и др. Верхние полюса представлены описаниями таких размышлений людей, которые позволяют нейтрализовать и контролировать проявление негативных эмоций.
Исходя из того, что респондент должен самостоятельно оценить свое место относительно представленных установок, разрабатываемый диагностический инструмент был назван "Методика самооценки уровня СГМ". Методика направлена на выявление выраженности склонности респондентов к деструктивным умственным установкам, с одной стороны, и к рациональным и адаптивным убеждениям - с другой.
Результаты исследования самооценки СГМ
По результатам исследования уровня СГМ каждый респондент может набрать от 0 до 100 баллов (10 шкал, по каждой из которых можно получить максимум 10 баллов). Соответственно, респонденты, набравшие от 0 до 33 баллов (располагающие себя в нижней части шкал), имеют низкий уровень СГМ: у них сильно выражена склонность к дезадаптивным и деструктивным мысленным установкам и слабо выражена склонность к рациональным и адаптивным убеждениям. Таким образом, эти респонденты подвержены глубоким и частым негативным эмоциональным переживаниям.
Испытуемые, получившие от 33 до 66 баллов (располагающие себя в большинстве случаев в средней части шкал), имеют средний уровень СГМ. У таких респондентов в равной степени выражена склонность к рациональным и иррациональным убеждениям, где проявление последних зависит от ситуации.
И наконец, респонденты, набравшие от 67 до 100 баллов (располагающие себя в большинстве случаев в верхней части шкал), имеют высокий уровень СГМ: у них адаптивные и рациональные убеждения явно преобладают над дезадаптивными и деструктивными умственными установками. Эти люди способны противостоять глубоким и дезорганизующим негативным эмоциональным переживаниям.
Анализ данных, полученных с помощью методики "Оценки уровня владения средствами СГМ" через решение задач и "Методики самооценки уровня СГМ", показал, что существует высокая (более 0,88) корреляция показателей исследуемых переменных. На этом основании можно говорить о содержательной и конструктной валидности "Методики самооценки уровня СГМ".
После повторного проведения респондентов контрольной группы (не проходивших обучение СГМ) через обе вышеописанные методики не было установлено достоверных различий между данными, полученными до и после формирующего эксперимента. Эти результаты можно интерпретировать как форму оценки надежности разработанных методик.
Таким образом, разработанная "Методика самооценки уровня СГМ", позволяет оперативно установить уровень способности устранения, нейтрализации и снижения напряжения нежелательных эмоций человеком путем исправления ошибок в собственной логике рассуждений. Основным критерием, определяющим эту способность, является баланс между частотой проявления деструктивных (иррациональных) и конструктивных (рациональных) установок.
Диагностика уровня СГМ позволяет установить устойчивость эмоционального состояния человека в нетипичных ситуациях, возможность самостоятельно справляться со сложными профессиональными и жизненными ситуациями без нарушения психического и соматического здоровья.